США создали Украине «транзитную ловушку» в транспортировке российского газа

США создали Украине «транзитную ловушку» в транспортировке российского газа

Заявления американского посла на Украине Мари Йованович о потере Украиной 3% ВВП после запуска второй ветки «Северного потока» идут вразрез с реальной политикой США.

Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Украина потеряет до 3% ВВП с прекращением газовог транзита из России в ЕС»У Украины есть все шансы сохранить свой статус транзитера газа из России в Европу после 2019 года при сочетании двух условий. Главное – страна должна вести себя как надежный партнер и посредник. Развивать отношения с покупателем и демонстративно отворачиваться от продавца, как делает Киев сейчас, политика абсолютно недальновидная. Угрозы существенно повысить плату за транзит газа в Европу после истечения действующих контрактов также не добавляют сторонам иметь дело с импульсивным посредником.Второе главное условие – в Европе должен сохраниться спрос на российский газ. На словам американские представители, включая Мари Йованович, заявляют о поддержке Украины по вопросам сохранения транзита газа в ЕС. На деле же политика США направлена на противодействие российскому топливу в Европе. То есть главный враг сохранения Украиной статуса транзитера – сами американские друзья Киева», — отмечает эксперт.

Посол США на Украине Мари Йованович заявила, что с вводом в эксплуатацию второй ветки газопровода «Северный поток» Украина потеряет до 3% ВВП. По ее словам, новый газопровод значительно сократит объемы транзита «голубого топлива» по украинской территории. Однако США, по словам американки, надеются на украинскую энергореформу и изменения в компании-операторе «Нафтогаз». Все это, по мнению Йованович, должно привести к появлению «открытого рынка газа как для внутренних, так и для внешних инвесторов».

Читайте также  Более 6 млрд евро вложено в «Северный поток — 2» 

«Дипломат США имела ввиду приватизацию газотранспортной системы (ГТС) Украины – то, чему страна упорно сопротивлялась многие годы при прежних властях. Украинская ГТС сильно изношена, ее модернизация оценивается в 8-10 миллиардов долларов. Нынешние украинские власти, скорее всего, отдадут ее под приватизацию – законы, допускающие продажу системы американским или европейским инвесторам, приняты и действуют.

Хотя ГТС Украины и изношена, на фоне транзитных контрактов с Россией она все еще приносит немалые деньги. И будет приносить порядка 2 миллиардов долларов до конца 2019-го, пока не истекут договоренности. А если политически противодействовать строительству альтернативных газопроводов, станет источником хороших доходов еще на несколько лет. Важно понять: инвесторы, которые заинтересуются украинской ГТС, не будут вкладывать в ее модернизацию. Это лишь способ быстро и много заработать, пока ситуация не изменилась», — подчеркивает специалист.

ВП Украины в 2016 году немного не дотянул до 94 миллиардов долларов, его прирост составил около полутора процентов. Озвученные Мари Йованович потери украинской экономики от прекращения газового транзита в 3% на этом фоне выглядят впечатляюще. Однако требования «Газпрома» к «Нафтогазу» в Стокгольмском арбитраже уже превысили 34 миллиарда долларов. Для сравнения – доходы бюджета Украины в нынешнем году составят лишь 27,3 миллиарда долларов. Еще более трех миллиардов в американской валюте Киев рано или поздно выплатит в качестве возврата суверенного долга, ежедневно эта сумма растет из-за накапливающихся процентов.

«Предварительное решение Стокгольмского арбитража показало: судьи сделали все, чтобы максимально уменьшить долговое бремя Украины. Россию, конечно, этот вариант не устроил – вышестоящая инстанция решение пересмотрит. И довольно высока вероятность того, что из-за присужденных выплат Украине придется просто обанкротить «Нафтогаз».

Киев множит задолженности перед Россией и судебные разбирательства, чтобы уклониться от возврата долгов. Но рано или поздно платить придется. И если выплаты будут присуждены в том объеме, который требует российская сторона и ее компании, потеря газового транзита станет лишь каплей в море экономических проблем Украины. И банкротством «Нафтогаза» отделаться уже не удастся – вопрос будет стоять о признании финансовой несостоятельности всей страны», — заключает Алексей Гривач.